• Пролог2006
  • Пролог2007
  • Пролог2008
  • Пролог2011
  • Пролог2012

Дневник

Дневник 2017 страница 4  (8.05.2017)

День третий.

Шесть утра. Настоящее весеннее солнце заливает больничную палату. Фестиваль уже живёт. От Елены Борисовны Колосовой приходят первые наброски текстов Детской редакции. От Юли Рыбаковой – СМС-ки с вопросами и срочными заданиями. И ещё – письмо на facebook от Лады Солодовниковой: «Если Вас всё-таки отпустят, я с удовольствием помогу. Мы с моей машинкой всегда рядом». Когда-то давным-давно Лада занималась в театральной студии «Дали» в Центре творчества «На Вадковском», где я вела «Историю про театр». Мы не виделись с тех пор, как я ушла из театра – 17 лет!!! И вот вдруг – такая дивная рука помощи.

Спектакль "Издалека долго"В половине восьмого в больничном коридоре встречаюсь с дежурным врачом. Вот он миг надежды! Это не те запуганные оптимизацией люди среднего возраста, с которыми приходилось общаться в прошлые дни, а молодой аспирант (магистрант? ординант? или как это там у них, врачей называется?). Он улыбчив, высок, нескладен и бородат, ему мешают длинные руки и тем более болтающийся дипломат, зажатый вместе с полиэтиленовым пакетом.

— Как же Вы собираетесь ехать по городу?

— Меня отвезут на машине.

— А что Вы там будете делать?

— Смотреть.

— А разве там есть пригодное для Вас сидение положенной высоты?

— Конечно!

И хотя он просит дать ему пол часа на размышление, я чувствую, что чудо свершится – я поеду на бал! (Хотя, какая из меня Золушка? Скорее баба-яга на костылях вместо помела.)

Спектакль "Издалека долго"Пост. Ксения Мачалкина: «Стоит сказать о дружелюбном месте, открытые двери которого встречают каждого – Центре детского творчества «На Вадковском» с просторными коридорами и аудиториями, уютным театральным залом в зеленых тонах, сцена которого хранит секреты перевоплощений, а стены зрительного зала — разговоры, шепот, смех, овации».

Мы с Ладой входим в Домик, где когда-то были очень и очень счастливы. И меня затягивает водоворот объятий, улыбок, визга и лепета. Юля, Валя, Люба, Зоя, Максим, Артём, Таня, ещё Таня, и ещё Таня, Оля, Аня, ещё Аня… И я уже не понимаю, с кем успела расцеловаться, а с кем нет, и где тут дети, и где взрослые. Поток течёт из зрительного зала, где только что закончился спектакль «Издалека долго». Глаза светятся и увлажнены, и самая частая реплика взрослых: «Что-то я становлюсь всё сентиментальней и сентиментальней».

Спектакль "Издалека долго"Пост Vk. Анна Маркина: «…Меня поразило: ранним утром столичного выходного дня зрительный зал можно заполнить за несколько минут. Детьми. И какими!

На сцене подруги. Соперницы. И соперники. Трагедия скрыта, а юмор блещет почти в формате КВН. Зал дружным хохотом то и дело заглушал реплики артистов, успех был потрясающим! Смеялись в голос, аплодировали неистово, провожали артистов стоя!

Но слезы текут… Послевоенный спектакль «Издалека долго». Режиссер-постановщик Светлана Шанская. Театр «Птица», г. Ижевск».  

Спектакль "Издалека долго"Начинаются лаборатории. Мне важно подсмотреть всюду. Лаборатории – кровеносные артерии фестиваля. Начинаю с «Дель Арте». Все наши страхи о том, что нет профессионального переводчика, напрасны. Кроме Татьяны Юровой и Даши Ивановой, которой обещали спасать ситуацию, около Вали две совершенно незнакомые мне женщины – Лидия Лессел и Наталья Горшкова. Они театральные люди и прекрасно владеют языком. Если добавить к этому, что Валина пластическая выразительность и заразительная энергетика в тренинге яснее перевода, то дела тут обстоят просто прекрасно.

Пост facebook. Валентина Реккья: «Это невероятная возможность узнать о российских детях, которые хотят приблизиться к театру. Смотрите их острый глаз, полный энтузиазм, любопытство и страсть, это дает мне бесконечную радость! Я надеюсь на ваших детей».

В кукольной лаборатории немыслимый возрастной состав: много взрослых педагогов и младших подростков. Профессиональные режиссёры и художники, а также начинающие артисты ползают на коленках, увлечённо играя с вещичками, которые нашлись в карманах. Ольга Соломонова, руководитель студии «Алые паруса» из Кирова, оживила очешник, и он ползёт знакомиться с наушниками мальчика Андрея из «Академии ХМ!» (Краснознаменск). С опасливым любопытством озирается карандаш в руках художницы Анны Елисеевой, и ему призывно машет крыльями платочек в руках незнакомой мне девочки. Волшебный голос Татьяны Васильевны Лисичкиной гармонизирует все происходящие процессы.

Из разговора с Еленой Борисовной Колосовой: «Именно кукольная лаборатория помогла участникам Детской редакции сделать открытие, что ТЕАТР в большей степени, чем кино, вбирает в себя все искусства, все смыслы, все технологии, и способен выразить всю жизнь целиком, во всех её аспектах».

В лаборатории театральной журналистики шуршащая тишина. За большим столом молча рисуют, пишут, склеивают. В закутке за шкафом рукодельничают. Педагоги – Ольга Андреевна Булак и Анастасия Константиновна Каширина — объясняются друг с другом жестами. Ворожба.

Из разговора с Еленой Борисовной Колосовой: «Детей поразила фраза Ольги Андреевны Булак, что результат работы обязательно будет у каждого, но для этого в него нужно личностно вложиться. Это оказалось для большинства сущностным личностным открытием».

В «СО-Звучии», под шёпот и колыхание рук Юлии Николаевны Рыбаковой вырастают звуковые цветы и деревья. Рядом со мной в кружке из очень разных детей тонкошеий белобрысый подросток весь ушёл в звук, и хотя рядом с ним отчаянно комплексуют и потому слегка выпендриваются девчонки постарше, он глубок и прекрасен.

Спектакль "Центр памяти"Письмо. Анна Филиппова: «Малышам понравилось «СО-звучие». Сначала они робели, поскольку оказались в компании незнакомых взрослых ребят, но потом вспомнили, что в лагере мы тоже все работаем вместе, и расслабились».

Пост Vk. Ирина Власова: «Ездившая с нами мама одного из арлекинцев, побывавшая на лаборатории «Со-звучие», испытала настоящее потрясение, увидев, как на её глазах за 4 занятия преобразились дети».

В спортивном зале «Театральное хокку». Михаил Юрьевич в апельсиновой футболке, и всё кругом залито светом апельсинового солнца. Двухлетняя Женька с тихим повизгиванием ловит солнечные лучи на краю этого сияющего мира, и время от времени взлетает к потолку на отцовских руках. Далеко-далеко, почти на горизонте вижу маму-Лизу Тихонову, с которой мы подружились в церковной школе «Вратарница». Солнце делает её почти прозрачной, и мне кажется, что в упражнении, которое сейчас выполняется, она – вода.

Из подслушанного. Илья Гинтер, студиец «Акажемии ХМ!»: «Приятно, конечно, что все упражнения знакомые. Но позвольте спросить – при чём тут хокку?»

Статья «Остановить поток». Журнал «Литература» ИД Первое сентября. Михаил Быков: «Чтобы уйти от «прямо линейной» логики, мы ищем другие пути восприятия. В какой-то момент среди разных способов возникло создание хокку. Я понял, что это очень удобная штука за счёт ёмкости и выразительности. Хокку — их наблюдение за вечером и попытка сохранить его в памяти, даже не в памяти, а в коробочке, попытка сохранить вечер, который прекрасен, уютен и неповторим. Не всегда получается уложиться в реальный канон хокку. Но сама модель, когда рядом стоит несколько очень ёмких образов, и они сопоставляются, сталкиваются, притираются друг к другу, или наоборот стоят на некотором расстоянии, а между ними какой-то зазор, очень плодотворна. Возникают совершенно новые, удивительные смыслы и ассоциации.

Я прошу сделать этюд, не иллюстрирующий песню, но создающий отзвук. Если это получается, возникают удивительные вещи. Ты слышишь текст, и он дает тебе что-то свое, картинка, которую строят ребята, даёт что-то свое. Иногда возникает момент: один, другой, третий, — когда рождается то самое хокку, но уже не в поэтической, а иной форме. Когда один смысл цепляется за другой каким-то неведомым способом, возникает в зазоре, либо в столкновении, или в силе трения. И мы все понимаем, что это «ах!», и даже не всегда можем объяснить, что это. Родилось какое-то чудо, что-то новое, живое».

Письмо Vk. Зоя Хлопникова: «Очень хорошо, что были лаборатории, где можно понять мысль руководителя, так сказать в развитии (в этом преуспел, мне кажется, М.Ю.)»

Спектакль "Центр памяти"На втором этаже встреча «Документальный театр и подростки». Два молодых куратора проекта, Антон Сытин и Марина Крижевская, терпеливо вслушиваются в ропот, собравшейся здесь молодёжи. Пытаются разобраться, отчего актуальная проблематика и голоса сверстников не зацепили в показе. Говорят про форму, про ритмические структуры, про особенности текста. Но главное неуловимо. К финалу рождается гипотеза: «Главная проблема в том, что в нынешнем мире почти никто, почти никому не нужен и не интересен. Мы не привыкли слышать и слушать друг друга. Вот она – основная актуальная тема, и корень сегодняшних проблем».

Наступает время обеда. Горячий кофе. Деловые разговоры. Скорби и разочарования. Признания в любви и утешения. Шуршание веников и проводов.

И вот уже спектакль-память «Таня Савичева» Театрально-хореографической школы гимназии «Мастер-класс». Посёлок Огниково. Сижу в последнем ряду с Валей Реккья. Немного напрягает вступительное слово режиссёра: по мне многовато пафоса и саморекламы. И задевают слова «Ваш фестиваль», «Вашему фестивалю». Значит, все, кто сидят в этом битком набитом зале – это одно, а те, кто сейчас на сцене – другое? Жаль. Интересно, почему для этого человека фестиваль не стал «НАШИМ»? И это так только для него, или для детей из коллектива тоже?

Спектакль "Центр памяти"Шёпот на английском языке. Валя Реккья: «Очень красиво. Красивые ритмы. Красивые мизансцены. Красивые движения. Без перевода ясно – звук войны, звук смерти. Но надо объяснять – это не про вчера, это про сегодня. Это сегодня в Сирии, в Африке. Неправильно только про память. Нужно чувствовать – это сейчас!»

Мой бал окончен. Пора возвращаться в больницу. И карета подана.

А для фестиваля день только начался. Впереди тренинги, музыкальная гостиная, встреча с Алексеем Обуховым и спектакль «Центр памяти».

Вечером и ночью снова буду пристально следить за лентой новостей и жадно ловить письма.

Письмо. Елена Колосова: «На мой взгляд, встреча с Алексеем Серггевичем прошла глубоко, наглядно. Очень почувствовал и личностно значимо. И что чрезвычайно ценно — он обращался к спектаклем, которые успел посмотреть. Даже «Птицу» уже вставил в презентацию и соответственно в логику разговора. Настоящая визуальная антропология».

Спектакль "Центр памяти"Пост facebook. Алексей Обухов: «“Центр памяти” по мотивам рассказа Виктории Токаревой. Мне очень понравилось сценическое решение и игра. Две главные героини в Центре памяти — были невероятно органично. Яркая, выразительная форма, характерная игра, проникновенный финал».

Потом окажется, что многие дети не поняли сюжета. Три спектакля этого дня связанны темой войны: истории про «до», «во время» и «после». То, что очевидно взрослым, для юных – белый лист. Ни этот быт, ни эти сюжеты им совершенно не очевидны. И если «Птица» захватила атмосферой, эмоциями, а «Мастер-класс» прямой иллюстративной информационностью, то сложная игра «Театрика на Вековой» многим оказалась не по силам. Неожиданно. И жаль. Но важно запомнить.

А Татьяна Анатольевна Климова ничего не пишет и не пишет про сегодняшние обсуждения. Но впечатлений и так слишком много. Не помню, когда и как засыпаю, зажав в руке телефон.

А.Б.

Метки: ,

Дневник 2017 страница 5  (10.05.2017)

День четвёртый.

Фестиваль перешел серединную линию. Четвёртый день – последний большой день фестиваля. Для меня это день, полный волнений. За все спектакли, которые состоятся в этот день, я очень волнуюсь. Два коллектива будут играть у нас на фестивале впервые. А вечерний спектакль слишком не похож на всё остальное, что есть в афише. Как сложится диалог с залом? Как выстроится вся внутренняя линия этого дня?

Спектакль "Суета сует"Несколько лет мы дружим со студией школы «Феникс», с её руководителем Анной Филипповой. Они постоянные участники наших конференций и образовательных программ. Но не играли у нас на фестивале ни разу. В этом году – дебют.

Пост facebook. Алексей Обухов: Театральная студия «Феникс» Москва. Спектакль «Суета сует» по произведениям Аркадия Аверченко. Режиссёр Анна Филиппова. Буффонадный, гротескный, смех как преодоление трагического.

Сборник «Смешное в страшном». Берлин 1925 год. Предисловие. Аркадий Аверченко: «Не преступление ли — отыскивать смешное в страшном? Не кощунство ли — весело улыбаться там, где следовало бы рвать волосы, посыпать пеплом главу, бить себя в грудь и, опустившись на колени возле вырытой могилы, долго неутешно рыдать?.. Вот два вопроса, которые были бы совершенно правильны, если бы около нас был действительно настоящий труп.

Спектакль "Суета сует"Но Россия — не труп. Долго хлопотали, много сделали для того, чтобы превратить ее в неподвижное, гниющее, мертвое тело, однако — руки коротки у горе-хирургов. Пациентка все-таки жива.

У нее выпустили кровь, новая кровь разольется по жилам и могучими бодрыми толчками пробудит к деятельности затихшее сердце. Ей выкололи глаза, а она начинает прозревать. Вырезали язык, а она говорит. Ей отрезали руки, — ноги… Ничего! Придет час — срастется все. Еще крепче будет.

Значит, смеяться можно. Больше того — смеяться должно. Потому что у нас один выбор: или пойти с тоски повеситься на крючке от украденной иконы, или — весело, рассыпчато рассмеяться».

Подслушанная реплика. Иван Рубцов: «Ну вот, Артём Иванович, Вы пропустили лучший спектакль фестиваля!»

Спектакль "Суета сует"Спектакль «Суета сует» по рассказам Аверченко заслуживает серьёзного разговора. Увы, в формате фестиваля 2017 года у нас нет возможности делать обсуждения спектакли для руководителей с профессиональной критикой ежевечернее. Решили попробовать сделать только для тех, кто у нас впервые, и кому это, как нам кажется, именно сейчас, жизненно важно. Верное ли это решение – не знаю.

В работе «Феникса» виден огромный честный труд всей команды и педагога. И есть проблемы, общие и типичные для многих любительских коллективов.

Дети «Феникса» очень смелы: они не боятся быть смешными, не боятся гротеска и убедительны в нём. Не слишком давно начавшие заниматься движением, очень неплохо танцуют и двигаются, хорошо говорят, что сегодня большая редкость: они внятны, логичны, ярки. Они работают с отдачей.

Режиссёр придумала интересный рисунок. Это и верёвочки, в которых путаются герои, и от которых они зависят, и яркие атрибуты костюмов, гротескный грим, парики, и музыка. Всё это остро, осмысленно и интересно.

В конце спектакля мы понимаем, в чём месседж – и он смел, актуален и мог бы стать основным содержанием этого спектакля. НО…

Спектакль "Суета сует"Догадаться, о чём спектакль, пока это не сказано прямыми словами Аверченко, почти невозможно. Намёк на главную мысль не звучит в экспозиции, не намечен, не просвечивает в течение всего действия. Как следствие – спектакль смотрится как «ретро» или «про ТОГДА», и до самого финала не даёт ощущения, что это – про СЕЙЧАС.

Но, может быть, самое главное, в глубокой проблеме, которая сегодня касается и профессиональных ВУЗОв. Актёры не удерживают ОБЩЕНИЕ на сцене «здесь, сейчас, впервые». И от этого живая жизнь увядает. В гротеске такое общение требует особенного искусства, а его отсутствие особенно заметно. Может быть, вообще способность к живому общению и спонтанной реакции — ключевая и самая важная (простите за выражение) компетенция, которой могут овладеть дети в школьном театре. Потому что это то, чего остро не хватает в нынешней жизни.

Мы благодарны Анне Филипповой и её труппе за возможность снова и снова задуматься обо всех тех проблемах, которые сознательно и невольно поднял спектакль «Суета сует».

В четвёртый день параллельно лабораториям мастер-класс «Танцевальная импровизация». Знаю, что записалось невероятно много участников. И педагог, хотя и очень именитый, для нас совсем новый. Будут ли фестивальные дети по-настоящему готовы к этой встрече?

Письмо Vk. Анастасия Бумагина, хореограф: «Спасибо за приглашение на фестиваль! Очень тёплая атмосфера, очень заряженные, включенные люди на классе! Уношу с собой приятное ощущение того, что «это было»»!

После обеда наши новички из Сергиева Посада. Знакомы тоже не первый год. Но встречались на чужих территориях. Этот педагог и этот коллектив никогда прежде у нас не были.

Из разговора с Людмилой Бажиной, актрисой и режиссёром: «Я рада, что провела хотя бы пол дня на фестивале. Атмосфера удивительная. Посмотрела спектакль «От монологов к тишине». Очень симпатично, но ощущение эскиза, наброска. Лейт-мотивы не очень ясно прослеживаются. Зато очень свежая современная детская проза».

Спектакль "От монологов к тишине"Пост facebook. Алексей Обухов: «Лавка удивительных историй «Букволёт» г. Сергиев Посад. Спектакль «От монологов к тишине» по книгам Аси Петровой «Волки на парашютах», «Взрослые молчат». Режиссёр Людмила Чистякова. Наивный, добрый, совсем детский (школьный) спектакль. Постановка и игра не так, чтобы отточены. Но содержание и форма аутентичны переходу от младшего школьного к младшему подростковому возрасту. Настоящая театральная педагогика!»

Ах, как трудно бывает сделать выбор, когда речь идёт об учебных работах. Они нужны фестивалю. Иначе кто же будет взрослеть? И как придёт новая кровь? Но вот есть три работы: «Корабельные байки» в постановке Ольги Огоньковой, «Лето в один день» в постановке Макса Змиевского и работа Людмилы Чистяковой. Везде средняя, подростковая группа, везде ясная и простая форма, везде почти речевая литературная работа. Но все три работы в формат фестиваля не влезают. Эх, было бы шесть дней, а не пять… И мы берём «От монологов к тишине». Спектакль "От монологов к тишине"Не потому, что «Букволёт» был вообще первым коллективом, кто прислал заявку на фестиваль. И не потому, что они для нас совсем новая команда. Но потому, что очень нов и ценен для нас материал, найденный этой студией. Наш выбор всегда на стороне тех, кто осваивает пространство современной детской прозы. Мы очень благодарны тем, кто не боится открыть для детей и коллег новые тексты, которые так необходимы возрасту и времени. В этом году мы не могли уделить так много времени и внимания приглашению современных детских писателей, как делали это в прошлые годы. Поэтому спектакль «Букволёта» стал для нас настоящим подарком. Эта линия развития фестиваля должна развиваться.

Спектакль "От монологов к тишине"Ну, и сразу после «Букволёта», что логично, встреча с писателем Денисом Драгунским. Сестра Ксения у нас уже бывала. Спектакли по рассказам отца, Виктора Драгунского, разумеется, бывали тоже. Настало время нового знакомства. Денис Викторович согласился легко и быстро.

Звонок. Татьяна Климова, психолог: «Денис Викторович говорил о том, солько профессий ему пришлось сменить за свою жизнь: о том, что мир стал динамичным, и нужно легко реагировать на перемены. О том, что уже нашему поколению пришлось много раз всё начинать заново, менять сферы деятельности, а для тех, кто сидит сейчас в зале, это и вовсе должно быть нормой».

Пост facebook. Алексей Обухов: «Мне самое интересное было — какие вопросы задают дети. Про самое-самое разное, про что любите, что нравится, что испытали, когда началось — вопросы, связанные с классическим набором для самоопределения младших подростков. Ответы были искренние и уважительные к вопрошающим. Кстати, начали вопросов про «Денискины рассказы», ясно понимая, что он герой, а не автор».

А ещё в этот день на фестивале должны появиться Виктория Печерникова. Звоню ей с тайной просьбой часа за полтора до её семинара на фестивале. Голос странный. Вика? Или не Вика? Кажется, она, отвечает почти осмысленно. Обнаруживает знание фактов, которых другой человек знать не может. Но что-то не так… После разговора проходит 10 тревожных минут.

Звонок. Виктория Печерникова: «Добрый день… А мы с Вами говорили по телефону? Я всю ночь в дороге… Проснулась и думаю – говорили или приснилось? Ой, спасибо, что разбудили! Уже лечу на фестиваль!»

Письмо Vk. Зоя Хлопникова: «Виктория очень обстоятельно и интересно говорила о студийном движении, начиная с Первой студии МХТ и до современных студий. Пояснила чем отличается студия от театра (в студии на часы не смотрят и когда закончится репетиция знают режиссёр и ещё кто-нибудь там наверху, а вот в профессиональном театре репетиция от и до). Для ребят это было полезно, особенно для тех, кто собирается поступать. Я сама это наблюдала: прекрасные курсы в ГИТИСе, на их показы ходСпектакль "Пена дней"ит вся Москва, а потом выходят и теряются в театрах, редкий случай, когда из курса получается театр. Об этом она тоже говорила. Было интересно и мне и детям. Дети внимали и даже записывали».

Музыкальная гостиная… Что там? Ведь, наверняка, что-то классное! И никто ничего не пишет!

И вот самый вечер. Учебный театр КМТИ им. Г.П. Вишневской. г.Москва. «Пена дней» по Борису Виану. Режиссёр Наталья Набатова. Тут не будет совсем ничего похожего на русский психологический театр. И не только потому, что спектакль, прежде всего, говорит языком танца и пластики. И хореография тоже бывает полна психологизма. ЗдеСпектакль "Пена дней"сь другое. Уже несколько лет Наталья Набатова ищет театральный язык, близкий знаку, притче, отчасти современному «Моралите». Знак, запечатлённый в теле, экранной картинке, световом пятне. Знак не раскрывает линейной истории. Разбегающиеся знаки похожи на рассыпанный типографский набор: пазлы, ребусы, ускользающие намёки.

Звонок. Татьяна Климова: «Хочу посовещаться. Как обсуждать «Пену дней»? От классического безоценочного интервью дети подустали. Да и трудно это при такой наполненности. Может, пойти от языка самого спектакля? Сделать пластические композиции, живые скульптуры на тему увиденного?»Спектакль "Пена дней"

Алексей Обухов определит спектакль словами «профессионально и формально». Театр «Птица» будет аплодировать стоя.

Звонок. Татьяна Климова: «На обсуждении всё сложилось до удивительности удачно. Зрители почувствовали многоплановость самого понятия «Пены». Говорили о том, что это и «пенки» как сгусток, суть и смысл, и муть, которая поднимается наверх, и лёгкие ничем не удерживаемые пузырьки, и самое хрупкое, эфемерное, что быстрее всего погибает, рассеивается».

Спектакль "Пена дней"Японское хокку.

Морская пена

Породила Афродиту

Аида меч

Невидимый для глаз

Прощальный вальс танцует.

Симоне.

А.Б.

Метки: ,