• Пролог2006
  • Пролог2007
  • Пролог2008
  • Пролог2011
  • Пролог2012

Положение

Положение о XIII фестивале-семинаре
детской театральной педагогики
“Пролог-Весна 2017”

Фестиваль «ПРОЛОГ–ВЕСНА» проводится с 2003  года. До 2008 года он являлся итогом двухлетнего обучения специалистов в области театральной работы с детьми, по нескольким вариантам программ, разработанных сотрудниками АНО «ПРОЛОГ», МГУКИ и МИОО на базе методики «Режиссура и педагогика корня» С. В. Клубкова.

С 2008 года фестиваль объединяет тех, кто обучался по программам, основанным на методике «Режиссуры и педагогики корня», а также тех, кто близок по духу к этой методике.

  1. Место проведения.

Россия, Москва.

  1. Учредители фестиваля и поддержка.

Учредитель фестиваля:

  • Автономная некоммерческая организация культуры и образования «Пролог».

Фестиваль проходит при поддержке:

  • Московского института открытого образования;
  • Российского центра международной ассоциации детских театров (АССИТЕЖ);
  • Союза театральных деятелей РФ (СТД);
  • Детского музея «Дом семейных традиций»;
  • Московского общественного Центра школьной театральной педагогики;
  • ЦТ «На Вадковском».
  1. Основные принципы фестиваля

Фестиваль «Пролог-Весна» является авторским фестивалем. Концепция его развития, критерии отбора участников, состав экспертных советов и программа фестиваля определяются авторской группой и процессами самоорганизации фестивального сообщества.

Фестиваль «Пролог-Весна» — это творческое и образовательное пространство, в котором осуществляется попытка эффективно реализовать идеи средовой педагогики. Фестиваль — это среда, создающаяся деятельностью со-бытийных сообществ, для творческой активности которых характерна продуктивность совместной деятельности детей и взрослых, открытость, насыщенность, интегративность, коммуникативность, рефлексивность. Это среда становления «культуросообразных личностей». Для такой среды наряду с системно-деятельностным подходом характерны герменевтический подход, необходимый для адекватного развития гуманитарного и антропологического знания и синергетический подход, необходимый для адекватного становления самоорганизующихся творческих сообществ.

  1. Цели и задачи фестиваля
  • Предоставление возможности ежегодных встреч детским и юношеским театральным коллективам, развивающим традиции ЖИВОГО гуманистического театра, для которого сущностно важна «жизнь человеческого духа», желательно «в яркой художественной форме».
  • Предоставление участникам возможности новых знакомств; нахождение новых коллективов, живущих активным творческим поиском.
  • Обмен творческим, педагогическим, читательским и просто человеческим опытом между взрослыми и детьми, для которых жизненно важно выражать себя и мир в театральной игре.
  • Распространение идей «Режиссёры и педагогики корня» С.В.Клубкова и его учеников и других созвучных идей гуманистической театральной педагогики.
  • Создание условий для творческого и профессионального общения, возникновения партнёрских отношений между коллективами фестивального сообщества.
  • Создание праздника общения с творчеством для детей и педагогов театров, где играют дети, на просмотрах фестивальных спектаклей и других творческих мероприятиях фестиваля.
  1. Условия проведения фестиваля

Фестиваль «Пролог-Весна» является некоммерческим фестивалем поэтому готов принять разную безвозмездную помощь.

Изначально все транспортные расходы по проезду до места проведения фестиваля, по проживанию и питанию берут на себя участники.

Оргкомитет осуществляет помощь в расселении и  организации питания участников.

В случае получения достаточной спонсорской помощи оргкомитет может компенсировать участникам часть затрат.

Очная часть фестиваля может проходить в последних числах апреля – первой декаде мая.

Точное место и числа проведения фестиваля определяет оргкомитет и публикует на сайте фестиваля.

  1. Участники фестиваля

Фестиваль «Пролог-Весна» собирает тех, кто всегда готов учиться и двигаться вперёд. Это касается как взрослых, так и юных участников фестиваля; в той же мере это касается и организаторов. Важно, чтобы участники фестиваля осознавали детскую театральную педагогику как специфическую и значимую деятельность и стремились к постоянному профессиональному и человеческому развитию.

Оргкомитет фестиваля привлекает к участию по итогам предварительного творческого заочного отбора детские и молодёжные театральные коллективы, интересные уникальным творческим и педагогическим опытом, новаторством, оригинальностью художественных решений, свежестью тематики, в том случае, если руководители и участники коллективов согласны с концепцией и правилами фестиваля.

Авторская группа оставляет за собой право приглашать к участию в фестивале детские или взрослые, любительские или профессиональные спектакли, которые, по мнению авторской группы, могут послужить расширению со-бытийной среды фестиваля.

В фестивале могут принимать участие коллективы Москвы, Подмосковья и регионов России.

Гостями и зрителями фестиваля могут быть все желающие по заранее оговорённым с оргкомитетом фестиваля квотам.

Подача заявки на фестиваль означает согласие с основным фестивальным правилом: участники не только показывают собственные спектакли, но и активно участвуют во всех фестивальных мероприятиях.

Театральные коллективы направляют в адрес фестиваля заявку (с приложениями) и видеозапись творческого материала, предлагаемого для участия до 13 марта текущего года.

Организаторы оповещают участников о результатах отбора не позднее 1 апреля текущего года.

Авторская группа фестиваля оставляет за собой право не комментировать своих решений по результатам отбора.

  1. Программа фестиваля.

В рамках фестиваля могут проходить различные со-бытия:

  • открытие фестиваля;
  • просмотр фестивальных спектаклей: театральных миниатюр (5-20 минут), спектаклей «малой формы» (20–40 минут), «крупной формы» (до 120 минут);
  • встреча- знакомство для детей и взрослых – участников фестиваля;
  • творческие встречи с интересными участникам людьми (писателями, композиторами, театральными педагогами, режиссёрами, актёрами, драматургами, хореографами, художниками, театроведами, музыкантами, психологами и другими специалистами гумантираных областей.);
  • мастер-классы участников программы и приглашённых специалистов;
  • творческие лаборатории;
  • открытые репетиции;
  • игры и конкурсы;
  • проблемные круглые столы;
  • выпуск фестивальных СМИ;
  • обсуждение показанных работ детьми, педагогами коллективов, организаторами программы, театральными критиками и иными театральными специалистами в разнообразных формах, в том числе предполагающих активное творчество участников;
  • закрытие фестиваля с вручением наград и памятных подарков.

Детальная афиша вывешивается после формирования организаторами на официальном сайте фестиваля.

  1. Оргкомитет, авторская группа, рабочая группа.

Председатель оргкомитета –  Фоминова Мария Анатольевна, кандидат педагогических наук.

В оргкомитет фестиваля входят:

  • сотрудники кафедры эстетического образования и культурологии МИОО: Андреев Александр Николаеич, Косинец Елена Игоревна;
  • руководители и педагоги детских театральных коллективов: Змиевский Максим Владимирович, Фантаев Артём Иванович;
  • руководитель технической части фестиваля – Борисов Даниил;
  • члены авторской группы.

Оргкомитет фестиваля решает основные вопросы, связанные с функционированием проекта.

Оргкомитет фестиваля привлекает к работе на фестивале волонтёров на безвозмездной основе для формирования рабочей группы фестиваля

Авторская группа:

Никитина Александра Борисовна — доцент кафедры эстетического образования и культурологии МИОО, кандидат искусствоведения.

Быков Михаил Юрьевич — художественный руководитель АНО «Пролог», режиссёр, преподаватель КМТИ им. Г.П.Вишневской, преподаватель кафедры режиссуры и актёрского мастерства МГИК.

Рыбакова Юлия Николаевна – режиссёр, старший преподаватель кафедры эстетического образования и культурологии МИОО, старший преподаватель кафедры режиссуры и актёрского мастерства МГИК, сотрудник АНО «Пролог».

Печерникова Виктория Вячеславовна – режиссёр, первый стипендиат премии А.Эфроса.

Авторская группа фестиваля определяет концепцию фестиваля текущего года, составляет программу  содержательного наполнения фестиваля, ищет необходимых специалистов для экспертного совета и проведения различных со-бытий,  а также осуществляет предварительный просмотр работ, и формирует своим решением фестивальную афишу.

Рабочая группа фестиваля  — сообщество друзей фестиваля, которые на безвозмездной основе помогают организовать всю хозяйственную, образовательную, творческую и просто человеческую жизнь фестиваля. Является неотъемлемой и необходимой частью фестиваля.

  1. Экспертная группа фестиваля:

Так как фестиваль «Пролог-Весна» не является конкурсом, на нём не предусмотрено жюри. Но в зависимости от концепции текущего года может формироваться экспертная группа.

Экспертная группа фестиваля формируется в соответствии с особенностями фестивальной программы текущего года.

В экспертную группу фестиваля могут входить представители различных театрально-педагогических специальностей: театральные педагоги, режиссёры, актёры, драматурги, хореографы, художники, музыканты, преподаватели литературы, МХК, психологи и другие специалисты родственных областей.

Основная деятельность экспертов – внешняя оценка процессов фестивального сообщества.

Эксперты фестиваля могут вести профессиональные обсуждения спектаклей и образовательной программы фестиваля для его взрослых участников, круглый стол в последний день по итогам фестиваля; могут участвовать в формировании авторских номинаций фестиваля, используя содержательные критерии оценок, не имеющие рейтинговой градации.

  1. Номинации фестиваля.

Номинации фестиваля формируются авторской группой (при наличии экспертного совета в сотворчестве с экспертным советом).

Основной принцип награждения фестиваля – формирование номинаций в соответствии с творческими особенностями представленных работ. Авторская группа фестиваля рассматривает все представленные работы по единым критериям, без деления на жанры и возрастные страты. Авторская группа исходит из убеждения, что  художественная и педагогическая ценность работы зависит от адекватности замысла и воплощения, а не от возраста исполнителей и выбранного жанра.

Основные критерии:

  • содержательность инновационного поиска режиссёра-педагога и актёров;
  • художественная ценность драматургического материала;
  • адекватность режиссерского решения авторскому замыслу;
  • адекватность режиссерского замысла возможностям и особенностям исполнителей;
  • соответствие исполнительской манеры жанру спектакля;
  • единство художественного решения спектакля и целостность художественного образа;
  • исполнительская культура.

Основанием для создания особых номинаций могут рассматриваться: зрительская культура и активное участие в различных фестивальных мероприятиях.

Эксперты имеют право присуждения наград от Экспертной группы с собственными призами.

Участники фестиваля, содействующие организации и спонсоры могут учредить свои призы и номинации по итогам работы фестиваля.

Призы и награды номинантам вручаются на закрытии фестиваля.