• Пролог2006
  • Пролог2007
  • Пролог2008
  • Пролог2011
  • Пролог2012

Дневник 2017 страница 4  (8.05.2017)

День третий.

Шесть утра. Настоящее весеннее солнце заливает больничную палату. Фестиваль уже живёт. От Елены Борисовны Колосовой приходят первые наброски текстов Детской редакции. От Юли Рыбаковой – СМС-ки с вопросами и срочными заданиями. И ещё – письмо на facebook от Лады Солодовниковой: «Если Вас всё-таки отпустят, я с удовольствием помогу. Мы с моей машинкой всегда рядом». Когда-то давным-давно Лада занималась в театральной студии «Дали» в Центре творчества «На Вадковском», где я вела «Историю про театр». Мы не виделись с тех пор, как я ушла из театра – 17 лет!!! И вот вдруг – такая дивная рука помощи.

Спектакль "Издалека долго"В половине восьмого в больничном коридоре встречаюсь с дежурным врачом. Вот он миг надежды! Это не те запуганные оптимизацией люди среднего возраста, с которыми приходилось общаться в прошлые дни, а молодой аспирант (магистрант? ординант? или как это там у них, врачей называется?). Он улыбчив, высок, нескладен и бородат, ему мешают длинные руки и тем более болтающийся дипломат, зажатый вместе с полиэтиленовым пакетом.

— Как же Вы собираетесь ехать по городу?

— Меня отвезут на машине.

— А что Вы там будете делать?

— Смотреть.

— А разве там есть пригодное для Вас сидение положенной высоты?

— Конечно!

И хотя он просит дать ему пол часа на размышление, я чувствую, что чудо свершится – я поеду на бал! (Хотя, какая из меня Золушка? Скорее баба-яга на костылях вместо помела.)

Спектакль "Издалека долго"Пост. Ксения Мачалкина: «Стоит сказать о дружелюбном месте, открытые двери которого встречают каждого – Центре детского творчества «На Вадковском» с просторными коридорами и аудиториями, уютным театральным залом в зеленых тонах, сцена которого хранит секреты перевоплощений, а стены зрительного зала — разговоры, шепот, смех, овации».

Мы с Ладой входим в Домик, где когда-то были очень и очень счастливы. И меня затягивает водоворот объятий, улыбок, визга и лепета. Юля, Валя, Люба, Зоя, Максим, Артём, Таня, ещё Таня, и ещё Таня, Оля, Аня, ещё Аня… И я уже не понимаю, с кем успела расцеловаться, а с кем нет, и где тут дети, и где взрослые. Поток течёт из зрительного зала, где только что закончился спектакль «Издалека долго». Глаза светятся и увлажнены, и самая частая реплика взрослых: «Что-то я становлюсь всё сентиментальней и сентиментальней».

Спектакль "Издалека долго"Пост Vk. Анна Маркина: «…Меня поразило: ранним утром столичного выходного дня зрительный зал можно заполнить за несколько минут. Детьми. И какими!

На сцене подруги. Соперницы. И соперники. Трагедия скрыта, а юмор блещет почти в формате КВН. Зал дружным хохотом то и дело заглушал реплики артистов, успех был потрясающим! Смеялись в голос, аплодировали неистово, провожали артистов стоя!

Но слезы текут… Послевоенный спектакль «Издалека долго». Режиссер-постановщик Светлана Шанская. Театр «Птица», г. Ижевск».  

Спектакль "Издалека долго"Начинаются лаборатории. Мне важно подсмотреть всюду. Лаборатории – кровеносные артерии фестиваля. Начинаю с «Дель Арте». Все наши страхи о том, что нет профессионального переводчика, напрасны. Кроме Татьяны Юровой и Даши Ивановой, которой обещали спасать ситуацию, около Вали две совершенно незнакомые мне женщины – Лидия Лессел и Наталья Горшкова. Они театральные люди и прекрасно владеют языком. Если добавить к этому, что Валина пластическая выразительность и заразительная энергетика в тренинге яснее перевода, то дела тут обстоят просто прекрасно.

Пост facebook. Валентина Реккья: «Это невероятная возможность узнать о российских детях, которые хотят приблизиться к театру. Смотрите их острый глаз, полный энтузиазм, любопытство и страсть, это дает мне бесконечную радость! Я надеюсь на ваших детей».

В кукольной лаборатории немыслимый возрастной состав: много взрослых педагогов и младших подростков. Профессиональные режиссёры и художники, а также начинающие артисты ползают на коленках, увлечённо играя с вещичками, которые нашлись в карманах. Ольга Соломонова, руководитель студии «Алые паруса» из Кирова, оживила очешник, и он ползёт знакомиться с наушниками мальчика Андрея из «Академии ХМ!» (Краснознаменск). С опасливым любопытством озирается карандаш в руках художницы Анны Елисеевой, и ему призывно машет крыльями платочек в руках незнакомой мне девочки. Волшебный голос Татьяны Васильевны Лисичкиной гармонизирует все происходящие процессы.

Из разговора с Еленой Борисовной Колосовой: «Именно кукольная лаборатория помогла участникам Детской редакции сделать открытие, что ТЕАТР в большей степени, чем кино, вбирает в себя все искусства, все смыслы, все технологии, и способен выразить всю жизнь целиком, во всех её аспектах».

В лаборатории театральной журналистики шуршащая тишина. За большим столом молча рисуют, пишут, склеивают. В закутке за шкафом рукодельничают. Педагоги – Ольга Андреевна Булак и Анастасия Константиновна Каширина — объясняются друг с другом жестами. Ворожба.

Из разговора с Еленой Борисовной Колосовой: «Детей поразила фраза Ольги Андреевны Булак, что результат работы обязательно будет у каждого, но для этого в него нужно личностно вложиться. Это оказалось для большинства сущностным личностным открытием».

В «СО-Звучии», под шёпот и колыхание рук Юлии Николаевны Рыбаковой вырастают звуковые цветы и деревья. Рядом со мной в кружке из очень разных детей тонкошеий белобрысый подросток весь ушёл в звук, и хотя рядом с ним отчаянно комплексуют и потому слегка выпендриваются девчонки постарше, он глубок и прекрасен.

Спектакль "Центр памяти"Письмо. Анна Филиппова: «Малышам понравилось «СО-звучие». Сначала они робели, поскольку оказались в компании незнакомых взрослых ребят, но потом вспомнили, что в лагере мы тоже все работаем вместе, и расслабились».

Пост Vk. Ирина Власова: «Ездившая с нами мама одного из арлекинцев, побывавшая на лаборатории «Со-звучие», испытала настоящее потрясение, увидев, как на её глазах за 4 занятия преобразились дети».

В спортивном зале «Театральное хокку». Михаил Юрьевич в апельсиновой футболке, и всё кругом залито светом апельсинового солнца. Двухлетняя Женька с тихим повизгиванием ловит солнечные лучи на краю этого сияющего мира, и время от времени взлетает к потолку на отцовских руках. Далеко-далеко, почти на горизонте вижу маму-Лизу Тихонову, с которой мы подружились в церковной школе «Вратарница». Солнце делает её почти прозрачной, и мне кажется, что в упражнении, которое сейчас выполняется, она – вода.

Из подслушанного. Илья Гинтер, студиец «Акажемии ХМ!»: «Приятно, конечно, что все упражнения знакомые. Но позвольте спросить – при чём тут хокку?»

Статья «Остановить поток». Журнал «Литература» ИД Первое сентября. Михаил Быков: «Чтобы уйти от «прямо линейной» логики, мы ищем другие пути восприятия. В какой-то момент среди разных способов возникло создание хокку. Я понял, что это очень удобная штука за счёт ёмкости и выразительности. Хокку — их наблюдение за вечером и попытка сохранить его в памяти, даже не в памяти, а в коробочке, попытка сохранить вечер, который прекрасен, уютен и неповторим. Не всегда получается уложиться в реальный канон хокку. Но сама модель, когда рядом стоит несколько очень ёмких образов, и они сопоставляются, сталкиваются, притираются друг к другу, или наоборот стоят на некотором расстоянии, а между ними какой-то зазор, очень плодотворна. Возникают совершенно новые, удивительные смыслы и ассоциации.

Я прошу сделать этюд, не иллюстрирующий песню, но создающий отзвук. Если это получается, возникают удивительные вещи. Ты слышишь текст, и он дает тебе что-то свое, картинка, которую строят ребята, даёт что-то свое. Иногда возникает момент: один, другой, третий, — когда рождается то самое хокку, но уже не в поэтической, а иной форме. Когда один смысл цепляется за другой каким-то неведомым способом, возникает в зазоре, либо в столкновении, или в силе трения. И мы все понимаем, что это «ах!», и даже не всегда можем объяснить, что это. Родилось какое-то чудо, что-то новое, живое».

Письмо Vk. Зоя Хлопникова: «Очень хорошо, что были лаборатории, где можно понять мысль руководителя, так сказать в развитии (в этом преуспел, мне кажется, М.Ю.)»

Спектакль "Центр памяти"На втором этаже встреча «Документальный театр и подростки». Два молодых куратора проекта, Антон Сытин и Марина Крижевская, терпеливо вслушиваются в ропот, собравшейся здесь молодёжи. Пытаются разобраться, отчего актуальная проблематика и голоса сверстников не зацепили в показе. Говорят про форму, про ритмические структуры, про особенности текста. Но главное неуловимо. К финалу рождается гипотеза: «Главная проблема в том, что в нынешнем мире почти никто, почти никому не нужен и не интересен. Мы не привыкли слышать и слушать друг друга. Вот она – основная актуальная тема, и корень сегодняшних проблем».

Наступает время обеда. Горячий кофе. Деловые разговоры. Скорби и разочарования. Признания в любви и утешения. Шуршание веников и проводов.

И вот уже спектакль-память «Таня Савичева» Театрально-хореографической школы гимназии «Мастер-класс». Посёлок Огниково. Сижу в последнем ряду с Валей Реккья. Немного напрягает вступительное слово режиссёра: по мне многовато пафоса и саморекламы. И задевают слова «Ваш фестиваль», «Вашему фестивалю». Значит, все, кто сидят в этом битком набитом зале – это одно, а те, кто сейчас на сцене – другое? Жаль. Интересно, почему для этого человека фестиваль не стал «НАШИМ»? И это так только для него, или для детей из коллектива тоже?

Спектакль "Центр памяти"Шёпот на английском языке. Валя Реккья: «Очень красиво. Красивые ритмы. Красивые мизансцены. Красивые движения. Без перевода ясно – звук войны, звук смерти. Но надо объяснять – это не про вчера, это про сегодня. Это сегодня в Сирии, в Африке. Неправильно только про память. Нужно чувствовать – это сейчас!»

Мой бал окончен. Пора возвращаться в больницу. И карета подана.

А для фестиваля день только начался. Впереди тренинги, музыкальная гостиная, встреча с Алексеем Обуховым и спектакль «Центр памяти».

Вечером и ночью снова буду пристально следить за лентой новостей и жадно ловить письма.

Письмо. Елена Колосова: «На мой взгляд, встреча с Алексеем Серггевичем прошла глубоко, наглядно. Очень почувствовал и личностно значимо. И что чрезвычайно ценно — он обращался к спектаклем, которые успел посмотреть. Даже «Птицу» уже вставил в презентацию и соответственно в логику разговора. Настоящая визуальная антропология».

Спектакль "Центр памяти"Пост facebook. Алексей Обухов: «“Центр памяти” по мотивам рассказа Виктории Токаревой. Мне очень понравилось сценическое решение и игра. Две главные героини в Центре памяти — были невероятно органично. Яркая, выразительная форма, характерная игра, проникновенный финал».

Потом окажется, что многие дети не поняли сюжета. Три спектакля этого дня связанны темой войны: истории про «до», «во время» и «после». То, что очевидно взрослым, для юных – белый лист. Ни этот быт, ни эти сюжеты им совершенно не очевидны. И если «Птица» захватила атмосферой, эмоциями, а «Мастер-класс» прямой иллюстративной информационностью, то сложная игра «Театрика на Вековой» многим оказалась не по силам. Неожиданно. И жаль. Но важно запомнить.

А Татьяна Анатольевна Климова ничего не пишет и не пишет про сегодняшние обсуждения. Но впечатлений и так слишком много. Не помню, когда и как засыпаю, зажав в руке телефон.

А.Б.

Метки: ,