День четвёртый.
Фестиваль перешел серединную линию. Четвёртый день – последний большой день фестиваля. Для меня это день, полный волнений. За все спектакли, которые состоятся в этот день, я очень волнуюсь. Два коллектива будут играть у нас на фестивале впервые. А вечерний спектакль слишком не похож на всё остальное, что есть в афише. Как сложится диалог с залом? Как выстроится вся внутренняя линия этого дня?
Несколько лет мы дружим со студией школы «Феникс», с её руководителем Анной Филипповой. Они постоянные участники наших конференций и образовательных программ. Но не играли у нас на фестивале ни разу. В этом году – дебют.
Пост facebook. Алексей Обухов: Театральная студия «Феникс» Москва. Спектакль «Суета сует» по произведениям Аркадия Аверченко. Режиссёр Анна Филиппова. Буффонадный, гротескный, смех как преодоление трагического.
Сборник «Смешное в страшном». Берлин 1925 год. Предисловие. Аркадий Аверченко: «Не преступление ли — отыскивать смешное в страшном? Не кощунство ли — весело улыбаться там, где следовало бы рвать волосы, посыпать пеплом главу, бить себя в грудь и, опустившись на колени возле вырытой могилы, долго неутешно рыдать?.. Вот два вопроса, которые были бы совершенно правильны, если бы около нас был действительно настоящий труп.
Но Россия — не труп. Долго хлопотали, много сделали для того, чтобы превратить ее в неподвижное, гниющее, мертвое тело, однако — руки коротки у горе-хирургов. Пациентка все-таки жива.
У нее выпустили кровь, новая кровь разольется по жилам и могучими бодрыми толчками пробудит к деятельности затихшее сердце. Ей выкололи глаза, а она начинает прозревать. Вырезали язык, а она говорит. Ей отрезали руки, — ноги… Ничего! Придет час — срастется все. Еще крепче будет.
Значит, смеяться можно. Больше того — смеяться должно. Потому что у нас один выбор: или пойти с тоски повеситься на крючке от украденной иконы, или — весело, рассыпчато рассмеяться».
Подслушанная реплика. Иван Рубцов: «Ну вот, Артём Иванович, Вы пропустили лучший спектакль фестиваля!»
Спектакль «Суета сует» по рассказам Аверченко заслуживает серьёзного разговора. Увы, в формате фестиваля 2017 года у нас нет возможности делать обсуждения спектакли для руководителей с профессиональной критикой ежевечернее. Решили попробовать сделать только для тех, кто у нас впервые, и кому это, как нам кажется, именно сейчас, жизненно важно. Верное ли это решение – не знаю.
В работе «Феникса» виден огромный честный труд всей команды и педагога. И есть проблемы, общие и типичные для многих любительских коллективов.
Дети «Феникса» очень смелы: они не боятся быть смешными, не боятся гротеска и убедительны в нём. Не слишком давно начавшие заниматься движением, очень неплохо танцуют и двигаются, хорошо говорят, что сегодня большая редкость: они внятны, логичны, ярки. Они работают с отдачей.
Режиссёр придумала интересный рисунок. Это и верёвочки, в которых путаются герои, и от которых они зависят, и яркие атрибуты костюмов, гротескный грим, парики, и музыка. Всё это остро, осмысленно и интересно.
В конце спектакля мы понимаем, в чём месседж – и он смел, актуален и мог бы стать основным содержанием этого спектакля. НО…
Догадаться, о чём спектакль, пока это не сказано прямыми словами Аверченко, почти невозможно. Намёк на главную мысль не звучит в экспозиции, не намечен, не просвечивает в течение всего действия. Как следствие – спектакль смотрится как «ретро» или «про ТОГДА», и до самого финала не даёт ощущения, что это – про СЕЙЧАС.
Но, может быть, самое главное, в глубокой проблеме, которая сегодня касается и профессиональных ВУЗОв. Актёры не удерживают ОБЩЕНИЕ на сцене «здесь, сейчас, впервые». И от этого живая жизнь увядает. В гротеске такое общение требует особенного искусства, а его отсутствие особенно заметно. Может быть, вообще способность к живому общению и спонтанной реакции — ключевая и самая важная (простите за выражение) компетенция, которой могут овладеть дети в школьном театре. Потому что это то, чего остро не хватает в нынешней жизни.
Мы благодарны Анне Филипповой и её труппе за возможность снова и снова задуматься обо всех тех проблемах, которые сознательно и невольно поднял спектакль «Суета сует».
В четвёртый день параллельно лабораториям мастер-класс «Танцевальная импровизация». Знаю, что записалось невероятно много участников. И педагог, хотя и очень именитый, для нас совсем новый. Будут ли фестивальные дети по-настоящему готовы к этой встрече?
Письмо Vk. Анастасия Бумагина, хореограф: «Спасибо за приглашение на фестиваль! Очень тёплая атмосфера, очень заряженные, включенные люди на классе! Уношу с собой приятное ощущение того, что «это было»»!
После обеда наши новички из Сергиева Посада. Знакомы тоже не первый год. Но встречались на чужих территориях. Этот педагог и этот коллектив никогда прежде у нас не были.
Из разговора с Людмилой Бажиной, актрисой и режиссёром: «Я рада, что провела хотя бы пол дня на фестивале. Атмосфера удивительная. Посмотрела спектакль «От монологов к тишине». Очень симпатично, но ощущение эскиза, наброска. Лейт-мотивы не очень ясно прослеживаются. Зато очень свежая современная детская проза».
Пост facebook. Алексей Обухов: «Лавка удивительных историй «Букволёт» г. Сергиев Посад. Спектакль «От монологов к тишине» по книгам Аси Петровой «Волки на парашютах», «Взрослые молчат». Режиссёр Людмила Чистякова. Наивный, добрый, совсем детский (школьный) спектакль. Постановка и игра не так, чтобы отточены. Но содержание и форма аутентичны переходу от младшего школьного к младшему подростковому возрасту. Настоящая театральная педагогика!»
Ах, как трудно бывает сделать выбор, когда речь идёт об учебных работах. Они нужны фестивалю. Иначе кто же будет взрослеть? И как придёт новая кровь? Но вот есть три работы: «Корабельные байки» в постановке Ольги Огоньковой, «Лето в один день» в постановке Макса Змиевского и работа Людмилы Чистяковой. Везде средняя, подростковая группа, везде ясная и простая форма, везде почти речевая литературная работа. Но все три работы в формат фестиваля не влезают. Эх, было бы шесть дней, а не пять… И мы берём «От монологов к тишине». Не потому, что «Букволёт» был вообще первым коллективом, кто прислал заявку на фестиваль. И не потому, что они для нас совсем новая команда. Но потому, что очень нов и ценен для нас материал, найденный этой студией. Наш выбор всегда на стороне тех, кто осваивает пространство современной детской прозы. Мы очень благодарны тем, кто не боится открыть для детей и коллег новые тексты, которые так необходимы возрасту и времени. В этом году мы не могли уделить так много времени и внимания приглашению современных детских писателей, как делали это в прошлые годы. Поэтому спектакль «Букволёта» стал для нас настоящим подарком. Эта линия развития фестиваля должна развиваться.
Ну, и сразу после «Букволёта», что логично, встреча с писателем Денисом Драгунским. Сестра Ксения у нас уже бывала. Спектакли по рассказам отца, Виктора Драгунского, разумеется, бывали тоже. Настало время нового знакомства. Денис Викторович согласился легко и быстро.
Звонок. Татьяна Климова, психолог: «Денис Викторович говорил о том, солько профессий ему пришлось сменить за свою жизнь: о том, что мир стал динамичным, и нужно легко реагировать на перемены. О том, что уже нашему поколению пришлось много раз всё начинать заново, менять сферы деятельности, а для тех, кто сидит сейчас в зале, это и вовсе должно быть нормой».
Пост facebook. Алексей Обухов: «Мне самое интересное было — какие вопросы задают дети. Про самое-самое разное, про что любите, что нравится, что испытали, когда началось — вопросы, связанные с классическим набором для самоопределения младших подростков. Ответы были искренние и уважительные к вопрошающим. Кстати, начали вопросов про «Денискины рассказы», ясно понимая, что он герой, а не автор».
А ещё в этот день на фестивале должны появиться Виктория Печерникова. Звоню ей с тайной просьбой часа за полтора до её семинара на фестивале. Голос странный. Вика? Или не Вика? Кажется, она, отвечает почти осмысленно. Обнаруживает знание фактов, которых другой человек знать не может. Но что-то не так… После разговора проходит 10 тревожных минут.
Звонок. Виктория Печерникова: «Добрый день… А мы с Вами говорили по телефону? Я всю ночь в дороге… Проснулась и думаю – говорили или приснилось? Ой, спасибо, что разбудили! Уже лечу на фестиваль!»
Письмо Vk. Зоя Хлопникова: «Виктория очень обстоятельно и интересно говорила о студийном движении, начиная с Первой студии МХТ и до современных студий. Пояснила чем отличается студия от театра (в студии на часы не смотрят и когда закончится репетиция знают режиссёр и ещё кто-нибудь там наверху, а вот в профессиональном театре репетиция от и до). Для ребят это было полезно, особенно для тех, кто собирается поступать. Я сама это наблюдала: прекрасные курсы в ГИТИСе, на их показы ходит вся Москва, а потом выходят и теряются в театрах, редкий случай, когда из курса получается театр. Об этом она тоже говорила. Было интересно и мне и детям. Дети внимали и даже записывали».
Музыкальная гостиная… Что там? Ведь, наверняка, что-то классное! И никто ничего не пишет!
И вот самый вечер. Учебный театр КМТИ им. Г.П. Вишневской. г.Москва. «Пена дней» по Борису Виану. Режиссёр Наталья Набатова. Тут не будет совсем ничего похожего на русский психологический театр. И не только потому, что спектакль, прежде всего, говорит языком танца и пластики. И хореография тоже бывает полна психологизма. Здесь другое. Уже несколько лет Наталья Набатова ищет театральный язык, близкий знаку, притче, отчасти современному «Моралите». Знак, запечатлённый в теле, экранной картинке, световом пятне. Знак не раскрывает линейной истории. Разбегающиеся знаки похожи на рассыпанный типографский набор: пазлы, ребусы, ускользающие намёки.
Звонок. Татьяна Климова: «Хочу посовещаться. Как обсуждать «Пену дней»? От классического безоценочного интервью дети подустали. Да и трудно это при такой наполненности. Может, пойти от языка самого спектакля? Сделать пластические композиции, живые скульптуры на тему увиденного?»
Алексей Обухов определит спектакль словами «профессионально и формально». Театр «Птица» будет аплодировать стоя.
Звонок. Татьяна Климова: «На обсуждении всё сложилось до удивительности удачно. Зрители почувствовали многоплановость самого понятия «Пены». Говорили о том, что это и «пенки» как сгусток, суть и смысл, и муть, которая поднимается наверх, и лёгкие ничем не удерживаемые пузырьки, и самое хрупкое, эфемерное, что быстрее всего погибает, рассеивается».
Морская пена
Породила Афродиту
Аида меч
Невидимый для глаз
Прощальный вальс танцует.
Симоне.